История

Началом истории создания кафедры 104 института «Авиационная техника» было решение об организации общеинститутской кафедры № 13 «Организация производства самолётостроительных заводов», образованной при переименовании Высшего аэромеханического училища (ВАМУ) приказом от 20.08.1930 № 177 по Государственному всесоюзному объединению авиапромышленности в Московский авиационный институт. Кафедра была организована на базе специализации «Производство самолётов», созданной в 1929 году на аэромеханическом факультете МВТУ.

Первым руководителем кафедры был назначен профессор Львов Пётр Николаевич. Первыми преподавателями были профессора: Берхен С. Н. и Бриткин В. Н., а также инженеры Дайбог С. М., Костомаров П. А., Калюжный В. Г. и Шевченко В. В.

В 1930 году состоялся выпуск первых инженеров-производственников, в их числе: Вигдорчик С. А., Елисеев С. В., Муратов Г. А., Тюрин А. М., Червяков А. Г.

Было положено начало производственной практике студентов, а также организовано чтение производственных дисциплин на авиазаводах руководителями: Елисеевым С. В. — в МАИ, Калюжным В. Г. и Кулагиным С. П. — на заводе № 1, Костомаровым П. А., Бренгауз А. М. и Багрий В. Ф. — на заводе № 22.

После проведения со студентами практики в сборочном цехе одного из самолётостроительных заводов инженеру Багрий В. Ф. было поручено сформировать программу, а затем подготовить конспект лекций по курсу «Производство самолётов». Перед ним встал вопрос: что положить в основу курса — организацию производства или технологические процессы изготовления самолётов. После обсуждения этого вопроса на факультете было одобрено первое направление. Однако после прочтения первого цикла лекций Багрий В. Ф. предложил пересмотреть этот вопрос.

Группа преподавателей самолётостроительного факультета, в которую входили Кулагин С. П., Веселов М. П., Елисеев С. В., Берхен С. Н. и другие, после многочисленных обсуждений пришли к окончательному решению: курс «Производство самолётов» должен включать как раздел по технологическим процессам, так и раздел по организации производства. Багрий В. Ф. было поручено приступить к подготовке новой программы и нового конспекта лекций курса, а Кулагину С. П. поручено организовать комплектование кабинета, для которого было выделено одно помещение площадью 18 кв.м.

В 1931 году заведующим кафедрой стал Прозоров Константин Степанович. В этом же году было организовано чтение лекций по курсу «Организация самолётостроительных заводов» профессором Прозоровым К. С. и по курсу «Производство самолётов» инженером Багрий В. Ф.

Вскоре, при организации самолётостроительного факультета, кафедра под руководством К. С. Прозорова получила название «Организация производства и технологических процессов». Учебный процесс до конца 1932 года включал такие дисциплины, как организация производства, технологические процессы сборки самолётов, технологическое нормирование, допуски и стандарты. Инженером Багрий В. Ф. выпущено издание «Производство крыльев металлических самолётов».

Учебный план самолётостроительного факультета с 5-летним сроком обучения предусматривал подготовку инженерных кадров как специалистов-теоретиков. На общетеоретические и инженерно-конструкторские дисциплины приходилось около 85 % академических часов, и только 15 % — на технологические дисциплины и организацию производства.

В 1933 году был создан инженерно-экономический факультет, в результате чего произошло разделение дисциплины «Организация производства самолётостроительных заводов» на технологическую и экономическую составляющие. 20.05.1933 была создана кафедра «Производство самолётов». Её возглавил выдающийся инженер Бобров Викториан Флорианович — дореволюционный инженер-механик, служивший в авиации Красной Армии, ректор Киевского политехнического института (1921–1929)д, создатель Киевского авиационного завода, ректор МАИ (1936–1937).

В состав преподавателей кафедры вошли инженеры Артамонов И. И., Багрий В. Ф., Баруткин П. И., Балык М. М., Веселов М. П., Шекунов Е. П.

В связи с появлением кафедры с новым названием и в соответствии с приказом от 14.07.1933 № 169 «Об утверждении новых учебных планов и изменении профиля инженера, подготавливаемого в МАИ», были сформированы 3 основных направления:

  • конструирование самолётов;
  • производство самолётов;
  • аэродинамика самолётов.

За последующие 7 лет (по 1940 год) был сформирован учебно-методический базис кафедры. При создании кафедры важную роль оказал ряд факторов:

  • инициатива инженеров авиазаводов и их участие в учебном процессе;
  • знания и опыт инженеров-технологов и преподавателей, сотрудничавших с кафедрой «Организация производства самолётов и моторов»;
  • решения ЦК ВКП(б) и самолётостроительного Треста ГУАП по использованию научных знаний и технологического опыта, накопленного промышленностью.

К производственникам авиазаводов, уже опытным педагогам авиационных ВТУЗов, относятся инженеры: завода № 1 — Калюжный В. Г., завода № 2 — Веселов М. П., завода № 39 — Орлов Н. А., завода № 21 — Успасский П. П., завода № 31 — Разумихин М. И., главный инженер сектора ГИПРОСПЕЦМЕТа — Алле, а также инженеры Берхен, Багрий, Львов, Стельматенко, Шекунов, Баруткин, Вигдорчик, Иванченко, Кюженик, Смоляницкий и другие.

К инженерам-технологам и преподавателям относятся: Кулагин С. П., Елисеев С. В., Балык М. М., Захаров А. П. и Чударев П. Ф.

Начальник самолётостроительного Треста ГУАП НКТП Малахов Ф. С. обратился к начальнику ГУАП Баранову П. Н. в отдел кадров ЦК ВПК(б) о переводе в МАИ профессора Боброва В. Ф.

Опираясь на общие положения о специальных кафедрах, профессор Бобров поставил цель — обеспечить качественную учебную подготовку студентов по специальному производственному циклу, а также научно обосновал состав учебных дисциплин, которые должны будут по мере развёртывания научных работ силами научно-педагогических и инженерных кадров кафедры становиться научными дисциплинами.

Основные усилия всей организационной и руководящей работы на первом этапе развития кафедры были направлены на учебную деятельность, на втором этапе её развития — на научную её деятельность. Основная трудность формирования кафедры заключалась в том, что не было ни прецедента в этой области, ни руководящих указаний от ГУУЗа НКТП и НКОП по специальным вопросам.

Старшие преподаватели Калюжный В. Г. и Кулагин С. П. стали первыми преподавателями, занимающимися производственным обучением.

К чтению лекций были привлечены инженеры завода № 39 Орлов Н. А., Стельмашенко П. А. и Моздалевский С. А. По поручению завкафедрой ими был составлен конспект лекций, который они читали на факультете в 1934/1935 учебном году. Конспективный материал, составленный авторами на основе производственного опыта самолётостроительного завода, анализировался и дополнялся другими членами кафедры: Веселовым М. П., Кулагиным С. П., Елисеевым С. В. и Балыком М. М., под руководством профессора Боброва В. Ф. Литографическим способом был издан конспект лекций, прочитанных Моздалевским С. А. и Стельмашенко П. Д. Несмотря на имеющиеся недостатки, этот первый конспект курса по производству самолётов являлся учебным пособием до 1937 года.

В 1937 году преподавателями кафедры под руководством и общей редакцией профессора Боброва В. Ф. впервые выпущена книга «Основы производства самолётов», в которой нашли отражение закономерности развития авиационного производства страны. Она была составлена коллективом кафедры: Артамоновым И. И., Багрий В. Ф., Баруткиным П. И., Веселовым М. П., Гринман B. C., Кулагиным С. П., Карибаевым А. К., Разумихиным М. И., Шекуновым Е. П.

Это издание было допущено в качестве ученого пособия для авиационных ВТУЗов Научно-методическим центром ГУАП НКТП.

Кроме авторов, перечисленных выше, в составлении учебника принимали участие следующие преподаватели и инженеры авиационной промышленности: член кафедры производства самолётов МАИ Калюжный В. Г. (деревозаготовительные работы); аспиранты нашей кафедры — Елисеев С. В. (стальное самолётостроение), Балык М. М. (сборка агрегатов и самолётов деревянных и смешанных конструкций), Захаров А. Т. (производство фюзеляжа типа монокок); инженер Чударев П. Ф., инженеры заводов ГУАП — Вигдорчик С. А. (слесарно-сборочные работы), Десметник И. И. (деревозаготовительные и обойно-малярные работы), Аврунин И. И. (сборка электронного самолёта), Хилкин М. И., Дюжкин Е. П., Иванченко С. К., Моздалевский С. А. и др. Кафедра в своей работе использовала также материалы дипломных проектов молодых инженеров-выпускников МАИ и работы некоторых заводских изобретателей, рабочих-рационализаторов и мастеров. Большую организационную работу по учебнику выполнили инженеры Ленский-Герасименко В. А. и Кулагин С. П.

Коллектив кафедры продолжил работу по написанию учебных пособий, и следующими изданиями были:

  • Производство самолётов (преподаватели: Балык М. М., Веселова М. П., Захарова А. Т., Калюжный В. Г., Меликов А. Н., Разумихин М. И., Ружицкий А. А, Чударев П. Ф., а также инженеры Голяев Д. В. и Успасский П. П.), под редакцией профессора Боброва В. Ф. Оборонгиз, 1940;
  • Калюжный В. Г. Производство деревянных агрегатов самолёта. Изд. Всесоюзной авиационной промакадемии РЖАЛ, 1940;
  • Разумихин М. И. Заготовительно-штамповочные работы. Оборонгиз, 1941;
  • Бобров В. Ф. Ремонт самолётов. Оборонгиз, 1942.

В 1938 году было положено начало создания лабораторной базы в помещении бывшего гаража. Начальником лабораторной базы стал Балык М. М. Им и инженером Белинской Л. А. (Ружицкой) была разработана первая лабораторная работа «Сборка и регулировка бипланной коробки крыльев».

В период с 1939 по 1941 год молодой состав преподавателей: Захаров А. Т., Разумихин М. Н. и Лагунов С. Н., под руководством профессора Боброва В. Ф. и начальника лаборатории Балыка М. М. работали над созданием и оснащением учебной лаборатории кафедры, разместившейся в помещении бывшего цеха цветного литья учебно-производственных мастерских.

Первым её заведующим был назначен Митрофан Маркиянович Балык.

В период руководства Боброва В. Ф. кафедрой были защищены первые кандидатские диссертации аспирантами: Балыком М. М. и Захаровым А. Т. (1938), затем Чударевым П. Ф., Разумихиным А. Т. и Калюжным В. Г. (1940).

В последующие десять лет, с 1940 по 1950 годы, заведующим кафедрой «Производство самолётов» был Юргенс Владимир Фёдорович.

Приступив к обязанностям заведующего кафедрой, Юргенс В. Ф. на одном из первых заседаний кафедры ознакомил присутствующих со своими планами расширения деятельности кафедры с целью повышения уровня специальной технологической подготовки студентов, наметил 3 основных направления дальнейшего развития кафедры и полную реорганизацию учебного кабинета, обеспечивающего учебными пособиями студентов по курсовому и дипломному проектированию, а также наметил ускорение строительства лаборатории технологии самолётостроения.

Благодаря своему большому организационному опыту, стажу в авиационной промышленности и широкой эрудиции в инженерно-математических науках профессор Юргенс В. Ф. сразу поднял темп работы кафедры по всем направлениям, сохраняя её лучшие традиции.

В результате в 1940/1941 учебном году по всем показателям социалистического соревнования кафедра «Производство самолётов» сохранила первое место среди других кафедр самолётостроительного факультета и заняла третье место в масштабе института.

Впоследствии он был назначен деканом факультета «Самолётостроение» (1947), а затем заместителем директора МАИ по учебно-научной работе.

В 1940 году в составе кафедры помимо профессоров Боброва В. В. и Юргенса В. Ф. работали доценты: Балык М. М., Веселов М. П., Захаров А. Т., Калюжный В. Г., Разумихин М. Н. и Чударев П. Ф., а также старшие преподаватели: Елисеев С. В., Ружицкий А. А. и Ружицкая Л. А.

В этом же году была издана книга «Производство самолётов», авторами которой были: Балык М. М., Захаров А. Т., Разумихин М. Н., Ружицкий А. А., Калюжный В. Г. и Чударев П. Ф.

С 16 октября 1941 года по 1943 год кафедра (в составе МАИ) почти со всем имуществом находилась в эвакуации в городе Алма-Ате.

В 1942 году Бобров В. Ф. и Разумихин М. И. издали учебник «Основы проектирования самолётостроительных заводов».

После возвращения в Москву в 1943–1944 годах была восстановлена лаборатория технологии самолётостроения под руководством Чударева П. Ф. и при участии инженеров: Абибова А. Л., Бирюкова Н. М., Зернова И. А., Маркина В. Н., Леонова В. А. и Ружицкой Л. А.

По заявкам лаборатории с заводов поступило различного оборудования на сумму 500 000 рублей. В газете «Пропеллер» от 13.03.1945 года начальник ЛТС Чударев П. Ф. написал о богатом оснащении плазово-шаблонного отделения лаборатории, участков узловой и агрегатной сборки, монтажно-сборочных и регулировочных работ. По мнению Чударева П. Ф., 22.12.1944 года является знаменательной датой кафедры: к ней были подготовлены восемь лабораторных работ и подобран преподавательский и лаборантский состав.

В 1945 году в составе кафедры работали профессоры: Юргенс В. Ф., Бобров В. Ф., Берхен С. Н., Голяев Д. В., Савков Е. К. и Успасский П. П., доценты: Балык М. М. Чударев П. Ф. и Шикунов Е. П., старшие преподаватели Елисеев С. В., Ружицкий А. А и Ружицкая Л. А., ассистенты: Абибов А. Л., Зернов И. А. и Леонов В. А.

Профессор Юргенс В. Ф. является автором ряда учебных пособий, в том числе «Основы самолётостроения и подготовка производства» (1943), «Общая сборка самолётов» (1944), выпущенных издательством Оборонгиз. Под его редакцией в 1947 году издано учебное пособие «Сборка узлов и агрегатов клёпаных конструкций» доцента Разумихина М. И., который позже был откомандирован в Куйбышевский авиационный институт для организации кафедры аналогичной нашей. В том же 1947 году издано учебное пособие П. П. Успасского «Сборка узлов и агрегатов неметаллических конструкций». Эти четыре учебных пособия стали затем составной частью учебника для авиационных вузов «Технология самолётостроения».

Юргенсу В. Ф., первому из преподавателей кафедры, была присвоена ученая степень доктора технических наук после защиты докторской диссертации «Некоторые вопросы экономики изготовления и эксплуатации самолётов» в 1946 году.

Годы Великой Отечественной войны связаны с массовым выпуском авиационной техники, и кафедра начинает готовить преимущественно инженеров-технологов. Среди них известные специалисты в различных отраслях знаний — Беляков И. Т., Бирюков Н. М., Зернов И. А., Коноров Л. А., Лебедев А. А.

Выполнено большое число работ по обобщению военного опыта, нашедших свое отражение в отраслевых нормативных документах. В период руководства кафедрой Юргенсом В. Ф. были защищены кандидатские диссертации: Веселовым В. П. — в 1941 году, Зерновым И. А., Коноровым Л. А., Шекуновым Е. П., Затуловским М. И. и Бакулиным В. В. — в 1948 году, Исаченковым Е. И. и Шведовым Г. Л. — в 1950 году.

С 1940 года на кафедре стал преподавать (по совместительству) Голяев Дмитрий Васильевич. Это дореволюционный инженер-механик, который принял активное участие в создании автомобильной промышленности СССР, был заместителем директора ЗИСа, заместителем председателя Госстандарта СССР, а затем направлен правительством в авиационную промышленность, был председателем НТС Минавиапрома.

В период с 1950 по 1960 год Голяев Д. В. стал заведующим кафедрой. Приход его из авиапромышленности привёл к большим прогрессивным преобразованиям на кафедре. Это ещё один яркий этап в истории развития кафедры. Его огромный опыт и прекрасные человеческие качества привлекли на кафедру работников авиационной промышленности. Голяев Д. В. являлся главным редактором ряда трудов, выпущенных издательством Оборонгиз, включая книгу авторов Зернова И. А. и Конорова Л. А. «Теоретические основы технологии и процессы изготовления деталей самолётов» (1960).

В 1956 году на кафедре была защищена вторая докторская диссертация — Григорьевым В. П., а за весь период заведывания кафедрой Голяевым Д. В. были защищены кандидатские диссертации: Елисеевым С. В., Лукьяновым Б. В., Лебедянской Н. Д., Беляковым И. Т., Блиновым Е. Я. и Пилипенко Н. Н. — в 1952 году, Андреевым В. А., Сизовым Е. С. и Федосовым В. Ф. — в 1953 году, Абибовым А. Л. — в 1957 году, Бирюковым Н. Н. — в 1958 году.

В этот период Бойцов В. В. выпустил книгу «Нормализованные приспособления для сборки агрегатов самолётов» (1955), а профессор Григорьев В. П. издал учебное пособие для авиационных вузов «Технология самолётостроения» (1960).

В период с 1960 по 1979 год кафедрой заведовал Абибов Ашот Леонович — выпускник 1-го факультета МАИ (1943), бывший секретарь райкома комсомола Ленинградского района г. Москвы и секретарь парткома института.

В студенческие годы он совмещал учёбу с работой на кафедре «Производство самолётов», а по окончании института работал заведующим учебным кабинетом кафедры. Период его руководства отличается значительным объёмом научных исследований, проводимых по заказу ведущих ОКБ, НИИ и авиационных предприятий. Развиваются и набирают силу новые научные направления. А исследования аспирантов и научных сотрудников завершаются защитой кандидатских диссертаций.

В период его руководства защитили докторские диссертации:

  • Бойцов Василий Васильевич (1960) — выпускник МВТУ им. Баумана, проработавший более 25 лет (с 1937) в авиапромышленности, начальник НИАТ. Издал книгу в области комплексной типизации и нормализации как основы механизации и автоматизации авиационного производства и его народнохозяйственной эффективности, отражающей идеологию авиационного производства, проводимую НИАТом. Им создана уникальная система стандартизации и метрологии СССР. Руководитель Госстандарта СССР с 1963 по 1984 год, Президент ISO с 1977 по 1979 год, заведующий кафедрой в МВТУ им. Баумана;
  • Исаченков Евгений Иванович (1963) — выпускник МАИ, продолжительное время работавший в авиационной промышленности, заместитель начальника НИАТ;
  • Григорьев Василий Прохорович (1965) — выпускник МВТУ им. Баумана, длительное время проработавший в авиационной промышленности, заместитель начальника НИАТ по научной работе. Будучи профессором кафедры, издал ряд учебных пособий и учебников для авиационных вузов, заслуженный деятель науки и техники РСФСР;
  • Лысов Михаил Иванович — бывший доцент нашей кафедры, который в дальнейшем более 30 лет заведовал кафедрой «Производство ЛА» Казанского авиационного института;
  • Беляков Иван Тимофеевич (1966) — выпускник МАИ, профессор кафедры, проректор по научной работе и ректор МАИ с 1968 по 1986 год, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, создавший кафедру «Технология машиностроения» на факультете № 6 вместе с профессорами и сотрудниками, перешедшими с нашей кафедры;
  • Зернов Игорь Алексеевич (1968) — выпускник МАИ, профессор кафедры, руководитель одного из научных направлений кафедры;
  • Бирюков Николай Михайлович (1974) — выпускник МАИ, профессор, один из руководителей научного направления кафедры;
  • Крысин Владимир Николаевич (1975) — бывший главный технолог ОКБ им. С. В. Ильюшина, длительное время работавший профессором кафедры, удостоенный звания заслуженного технолога РСФСР.

Коллективом преподавателей под редакцией А. Л. Абибова для авиационных вузов издан учебник «Технология самолётостроения» (1970).

Результаты деятельности коллектива кафедры в этот период отмечены 1-й премией имени 25-летия МАИ:

  • в 1968 году за работу по технологии изготовления агрегатов самолётов из стекло-углекомпозитных материалов (руководители: И. Ф. Образцов и А. Л. Абибов);
  • в 1971 году за вышеупомянутый учебник (коллектив ведущих преподавателей);
  • в 1977 году за создание высокоресурсных соединений в авиационных конструкциях (руководители: В. П. Григорьев, А. И. Ярковец и сотрудники: В. А Фирсов, О. С. Сироткин, Н. М. Кисилев, Ю. А. Кравченко, В. Ф. Громов).

В 1982 году под редакцией А. Л. Абибова тот же коллектив преподавателей кафедры выпустил 2-е издание учебника «Технология самолётостроения».

В этом же году на кафедре защитил докторскую диссертацию Бойцов Борис Васильевич, а в 1984 году за исследования надёжности и долговечности силовых авиационных конструкций, проведённые под его руководством сотрудникам кафедры Кравченко Г. Н., Иванову А. Л. и Костину Н. С. была присуждена 3-я премия имени 25-летия МАИ.

Результаты научно-исследовательской работы, проводимой МАИ, ЦАГИ, ИМАШ и ОКБ имени С. В. Ильюшина, были отмечены Государственной премией. В числе награждённых — Б. В. Бойцов и Г. Н. Кравченко (соавторство) за разработку методов и создание системы обеспечения ресурса машин (1989).

Преемником профессора Абибова А. Л. в должности заведующего кафедрой стал с 1979 года Ярковец Андрей Иванович — выпускник МАИ, защитивший кандидатскую диссертацию в 1960 году под научным руководством Бойцова В. В., профессор кафедры с 1974 года, декан факультета «Самолёто-вертолетостроение» с 1966 по 1984 год; секретарь парткома с 1954 по 1956 год и с 1965 по 1966 год.

Он внёс большой вклад в организацию высшего образования МАИ. Широко привлекал студентов к научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности, в том числе к созданию на кафедрах факультета студенческих КБ, в одном из которых под его руководством был создан самолёт «Квант», установивший семь мировых рекордов. Кроме того, А. И. Ярковец — один из лауреатов премии Правительства РФ в области образования (1997) за внедрение научно-практической разработки «Лётно-эксплуатационная практика студентов проектных специальностей» (1998).

В период руководства заведующего кафедрой А. И. Ярковца защищена докторская диссертация доцентом Сироткиным Олегом Сергеевичем (1980), который в настоящее время является членом-корреспондентом РАН.

Современное состояние и облик кафедры сегодня создается коллективом кафедры под руководством Бойцова Б. В., ставшего заведующим кафедрой в 1987 году.

Бойцов Б. В. — выпускник 1-го факультета, ассистент кафедры с 1962 года, секретарь партбюро 1-го факультета, заместитель секретаря парткома МАИ по идеологии и секретарь парткома МАИ с 1970 по 1978 год, заслуженный деятель науки России (1998), первый вице-президент Академии проблем качества с 1994 года, действительный член Инженерного общества Америки (1997), главный редактор журнала «Качество и жизнь» Минобразования России и Академии проблем качества, член редколлегий ряда журналов и экспертных советов ВАК, член-корреспондент Института обеспечения качества Великобритании (ACQI), председатель диссертационного совета МАИ, автор и соавтор многих учебных пособий, монографий и книг. Следует отметить, что среди учредителей Академии проблем качества В. В. Бойцов и Б. В. Бойцов — члены кафедры, А. В. Гличев и Д. Н. Космачёв — выпускники МАИ.

Большой объём исследований, проведённых научными направлениями кафедры, выпущенные монографии позволили переосмыслить содержание читаемых учебных дисциплин. В связи с этим кафедра была переименована в кафедру «Технологическое проектирование ЛА» и стала выпускающей.

О выпускниках кафедры, решивших работать в авиапромышленности, от руководства предприятий поступали отзывы о качественной подготовке специалистов кафедрой.

В 1998 году в России создан Европейский центр по качеству при поддержке Министерства общего и профессионального образования РФ, Государственного комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, а также программы Европейского союза «Tacis». Одним из учредителей Европейского центра является МАИ. Поскольку России проходилось решать проблему интеграции в мировую рыночную систему, то на кафедре возникло новое направление в её деятельности. Необходимо было решить проблемы, связанные с качеством, поскольку качество является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

Важное место в деятельности кафедры занимает вопрос подготовки кадров в области менеджмента качества. В 1998 году Министерство образования России утвердило образовательный стандарт по специальности 34.01.00 «Управление качеством», а в год 70-летия МАИ — по специализации «Управление качеством на авиационных предприятиях». Этому предшествовала длительная подготовка преподавателей. В университете Великобритании и Европейском центре по качеству прошли стажировку профессоры — Б. В. Бойцов и Г. А. Молодцов, доценты — Д. Л. Головин, А. В. Трофимов, А. Р. Денискина и Ю. И. Денискин. Они оперативно включились в важную для страны работу по подготовке специалистов в области обеспечения качества. Была проведена также большая подготовительная работа с Минобразованием России, Госстандартом России, и обеспечено их взаимодействие в рамках программы «Tacis» Европейского Союза.

Со студентами этой специальности плодотворно работают профессоры: Б. В. Бойцов, М. Ю. Куприков, а также доценты: Д. Л. Головин, А. Р. Денискина, Ю. И. Денискин и А. В. Трофимов.

В 2007 году деятельность Бойцова Б. В. и других руководителей в рамках Европейского центра по качеству была отмечена премией Правительства России за научно-практическую работу «Национальная система подготовки, переподготовки и аттестации специалистов в области менеджмента качества высшего профессионального образования».

На кафедре обучаются аспиранты по специальностям 05.07.02 «Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов», 05.07.03 «Прочность и тепловые режимы летательных аппаратов», 05.02.08 «Технология машиностроения», 05.02.23 «Стандартизация и управление качеством продукции», 05.16.09 «Материаловедение (машиностроение, машиноведение)».

В перечень специальностей диссертационного совета Д212.125.10 по рассмотрению кандидатских и докторских диссертаций, председателем которого является Б. В. Бойцов, включена специальность 05.02.23 «Стандартизация и управление качеством».

С 1990 года на кафедре были подготовлены и защищены докторские диссертации: в области композиционных материалов — Молодцовым Г. А. и Литвиновым В. Б.; в области магнитно-импульсной штамповки — Юдаевым В. Б.; в области современных методов выполнения соединений — Громашевым А. Г.; в области технического регулирования и управления качеством — Рахмановым М. Л. Защищены кандидатские диссертации: Бойцовым В. Б., Строговой О. В., Зыонг К. З. (Вьетнам), Лебедевым С. С. и Шишкиным С. С.

В 2004 году кафедра получила новое название — «Технологическое проектирование и управление качеством».

Совместная работа с предприятиями авиационной промышленности никогда не прерывалась. После прекращения Министерством образования России обязательного распределения по предприятиям выпускников вузов кафедра с 1994 года начала специализированную целевую подготовку инженеров для авиационных корпораций «Сухой» и РСК «МиГ» по договорам.

Накопленный в авиапромышленности опыт широко распространяется на другие отрасли машиностроения. Сотрудники кафедры под научным руководством Б. В. Бойцова в 1988 году организовали в МАИ Научно-учебный исследовательский центр под патронажем института машиноведения им. А. А. Благонравова АН СССР. В 1994 году при кафедре создан Центр автоматических трансмиссий (Центр AT), как структурное подразделение института, отвечающее европейским требованиям.

В Центр AT были привлечены для работы специалисты ведущего предприятия авиационной промышленности — МАПО им. Дементьева, а также — из автомобильной промышленности. Центр АТ сертифицирован немецкой фирмой ZF Betribe Gmbh — мировым лидером в производстве автоматических трансмиссий, является её представителем в России. Большую роль в становлении и организации сегодняшней работы Центра AT выполняют сотрудники кафедры: заместитель завкафедрой Орлов Л. Е., руководитель центра АТ Кравченко Г. Н., технический руководитель центра АТ Раскин В. Е., начальник отдела РСК «МиГ» ПК № 2 Алексеев В. В., начальник НУИЦ Сорокин В. Ф.

Весной 2009 года состоялся первый выпуск молодых специалистов по специальности «Автосервис».

В 2001 году кафедра под руководством и при непосредственном участии заместителя декана Куприкова М. Ю. организовала учебную базу вечерней формы обучения на производственном комплексе № 1 РСК «МиГ» (Луховицы). В 2005 году состоялся первый выпуск инженеров-технологов.

К 2011 году благодаря деятельности кафедры 104 инженерно-технический состав Комплекса № 1 РСК «МиГ» увеличился за счёт выпускников кафедры на 107 человек. Учебный процесс здесь был организован при непосредственном участии директора Комплекса № 1 Ю. А. Цюпко и генерального директора — генерального конструктора РСК «МиГ» М. А. Погосяна.

До 2011 года заведующим филиала кафедры был Игорь Сергеевич Шевчук — генеральный конструктор ОАО «Туполев», а его заместителем — наш профессор Вячеслав Дмитриевич Борисов. В работе филиала кафедры важную помощь оказывает президент ОАО «Туполев» Бобрышев Александр Петрович.

С 2005 года проводится активная научная работа кафедры с ЗАО «ГСС» корпорации «Сухой». Доцентами В. Ф. Громовым и С. Л. Васильевым проведен ряд научно-исследовательских работ по прогрессивным процессам сборки клёпкой элементов крыла и фюзеляжа регионального самолёта «Суперджет-100».

Разработанные производственные инструкции на новые технологические процессы на стадии опытного и серийного производства самолёта «Суперджет-100» внедрены ими на серийных заводах городов — Комсомольск-на-Амуре и Новосибирск. Руководителем этих работ от ЗАО «ГСС» является профессор А. Г. Громашев — заместитель директора департамента технологичности проекта, совместитель кафедры.

При создании лёгкого самолёта «Китёнок», детища ОСКБЭС МАИ, технологическое сопровождение при сборке осуществлял доцент кафедры Ю. В. Маслов.

На протяжении многих лет кафедра сотрудничает с ОКБ имени Ильюшина, занимаясь исследованиями различных видов элементов конструкции (заклёпочные и болтовые соединения), а также исследованиями в области высоконагруженных конструкций ЛА (шасси, лонжероны и шпангоуты) в самолётах Ил-86, Ил-96.

Следует отметить сотрудников кафедры, внёсших большой вклад в развитие авиации страны. Помимо упомянутых ранее, такими людьми являются: профессор Чударев П. Ф. (директор МАТИ); Шохов И. С. (создатель и директор Казанского авиационного института и Рыбинской авиационно-технологической академии); Елисеев С. В. (секретарь Куйбышевского обкома КПСС по авиационной промышленности); Разумихин М. И. (создатель и руководитель кафедры производства самолётов Куйбышевского авиационного института); Шекунов Е. Л. (создатель теории членения, отмеченной Сталинской премией первой степени); Коноров Л. Н. (директор института стандартизации СЭВ); главные технологи: ОКБ им. Туполева — Вигдорчик С. А., АК «Ильюшин» — Крысин В. Н. и ОКБ им. Мясищева — Негреба В. А.; руководитель Национального института авиационной промышленности член-корреспондент РАН Сироткин О. С.; член-корреспондент РАН Белянин П. Н. — бывший начальник НИАТ, возглавлявший научную школу в области технотроники много лет; Ганиханов Ш. Ф. — один из организаторов и ректор Ташкентского государственного авиационного института; Малютин А. В. — руководитель КБ и главный инженер завода «Авангард», впервые осуществивший промышленную реализацию композитного зенитного управляемого снаряда; Лысов М. И. — сформировавший научную школу в Казанском авиационном институте; Гринин В. В. — главный технолог завода «Знамя труда»; Борисов В. Д. — заместитель главного конструктора и один из создателей самолётов ТУ-155 и ТУ-156, работающих на водороде, в которых было решено огромное количество конструктивно-технологических проблем; Садков В. В. — заместитель директора ЦКБ, ведущий специалист в области долговечности и живучести конструкций; Арцыбасов Ю. Н. — заместитель главного технолога; Воронов В. Ф. — начальник технологической лаборатории ОКБ имени Туполева и многие другие.