История

Кафедра «Проектирование вертолётов» была основана в 1952 году. История создания и последующее развитие кафедры тесно связаны с именами академика Б. Н. Юрьева и профессора И. П. Братухина. Б. Н. Юрьев — один из основателей МАИ, И. П. Братухин — первый аспирант МАИ, главный конструктор ОКБ-3 при МАИ, где были выполнены значительные теоретические и экспериментальные работы при создании первых отечественных серийных вертолётов.

С первых лет существования МАИ на самолётостроительном факультете стало развиваться вертолётное направление. Уже в 30-е годы Б. Н. Юрьев и И. П. Братухин начали читать преддипломные курсы по аэродинамике, проектированию и конструкции автожиров и вертолётов. Студенты, выполнявшие дипломные проекты по этим видам летательных аппаратов, проходили преддипломную практику в отделе особых конструкций ЦАГИ под руководством опытных конструкторов по вертолётам: И. П. Братухина, А. М. Изаксона, А. М. Черёмухина, В. А. Кузнецова, Н. И. Камова. Так ковались первые кадры отечественного вертолётостроения.

После окончания Великой Отечественной войны вертолётостроение получило новый импульс развития. Вертолётные ОКБ выполняли государственные заказы на проектирование транспортно-десантных и корабельных вертолётов. Отраслевые авиационные НИИ активно включились в исследовательские работы по вертолётной тематике. Возникла острая необходимость в специально подготовленных инженерных кадрах. В эти годы на кафедре самолётостроения часть студентов стала выпускаться с вертолётной подготовкой. Для них читались преддипломные курсы по конструкторско-проектировочному (И. П. Братухин) и аэродинамическому (Л. С. Вильдгрубе) циклам. К руководству дипломным проектированием были привлечены также главные конструкторы М. Л. Миль и Н. И. Камов. Таким образом, всё было подготовлено для выпуска инженеров-механиков вертолётного профиля и организации кафедры «Конструкции и проектирование вертолётов», которая была создана в августе 1952 г. Её заведующим стал Б. Н. Юрьев.

Уже первые годы существования кафедры отмечены широко поставленными научными исследованиями и оснащением лабораторной базы. Учитывая, что аэродинамика несущего винта тесно связана с его конструктивным исполнением, на кафедре изначально было заложено два цикла: аэродинамический и конструкторский. Оба цикла обслуживались небольшим коллективом преподавателей, в числе которых, кроме Б. Н. Юрьева, были штатные преподаватели (В. Н. Далин, И. П. Братухин, Ю. А. Колмаков, Н. П. Лесникова), cовместители (Л. С. Вильдгрубе), а также первые выпускники кафедры (Е. И. Ружицкий и лекционные ассистенты Б. Н. Юрьева — О. А. Панков, В. А. Гуда и В. И.Шайдаков).

Главной задачей, которая стояла перед педагогическим коллективом кафедры, было обеспечение учебного процесса необходимыми учебными пособиями. В короткое время И. П.Братухиным и Б. Н. Юрьевым были написаны и изданы учебники «Проектирование и конструкции вертолётов» (1955 г.) и «Аэродинамический расчёт вертолётов» (1956 г.). В течение многих последующих лет развивалась и укреплялась лабораторная база кафедры, оснащаясь современными экспонатами вертолётов и их агрегатов, новыми лабораторными установками. Неоценимая помощь в этом в разные годы оказывалась Генеральными и главными конструкторами Н. И. Камовым, М. Л. Милем, М. Н. Тищенко, С. В. Михеевым и др.

В 1957 г. после смерти Б. Н. Юрьева заведующим кафедрой был назначен И. П. Братухин, который руководил ею до своей кончины в 1985 г., совмещая эту работу в период с 1958 г. по 1968 г. с должностью проректора института по научной работе. В 1957 г. было произведено переукомплектование штатного состава сотрудников и преподавателей, который в последующие годы пополнялся в основном из числа выпускников кафедры.

В 1968 г. после разделения факультета № 1 на факультет самолёто- и вертолётостроения и факультет летательных аппаратов кафедре «Конструкция и проектирование вертолётов» был дан номер 102 и открыта специальность с присвоением выпускникам квалификации инженер-механик по вертолётостроению. Ежегодный плановый приём составил 75 человек. К этому времени на кафедре определились два научных направления: экспериментально-проектировочные исследования преобразуемых летательных аппаратов с несущим винтом со струйными закрылками (научный руководитель доцент В. Н. Далин), проектно-конструкторские исследования самолётов вертикального взлёта и посадки с поворотными винтами (научный руководитель доцент Ф. П. Курочкин). Сформировался хорошо развитый аэродинамический цикл (руководитель доцент В. И. Шайдаков), который обслуживал оба направления и проводил самостоятельные исследования. Работал студенческий аэродинамический кружок, принимавший активное участие в НИР.

Поэтому приказом МАП и Минвуза СССР от 14.07.70 г. в составе научно-исследовательского сектора МАИ была организована отраслевая научно-исследовательская лаборатория по перспективному проектированию вертолётов (научный руководитель — д. т. н., профессор И. П. Братухин). В роли заказчика, определяющего научную тематику лаборатории, выступал ЦАГИ. В последующие годы проводились исследования по указанным направлениям, а также в области создания ДПЛА с винтовыми несущими системами (ст. преподаватель О. Н. Сохань), и автоматизированного проектирования вертолётов (проф. Ю. С. Богданов).

После смерти И. П. Братухина заведующим кафедрой на короткое время (1985–1987) по совместительству стал генеральный конструктор М. Н. Тищенко. Этот период отмечен наиболее тесным сотрудничеством кафедры с вертолётными ОКБ и успешной работой филиалов кафедры на МВЗ им. М. Л. Миля и УВЗ им. Н. И. Камова, созданных И. П. Братухиным в 1977 г. С 1987 по 1998 гг. заведующим кафедрой был профессор, д. т. н. Ю. С. Богданов.

В 1998–2019 заведующим кафедрой был доцент, к. т. н. Ю. М. Игнаткин — воспитанник кафедры, высококвалифицированный специалист в области аэродинамики вертолёта. В 2020–2021 обязанности заведующего кафедрой исполнял к. т. н. Б. Л. Артамонов. С 2021 исполняющим обязанности является д. т. н., заместитель исполнительного директора АО «НЦВ Миль и Камов» А. Б. Бельский.