История кафедры

Кафедра «Проектирование и сертификация авиационной техники» — одна из старейших кафедр МАИ — была организована в ноябре 1930 года. Первым заведующим кафедрой был назначен профессор С. И. Зоншайн. Первоначальное название кафедры — «Конструкции и детали самолётов» (1930–1932), а затем — «Конструкции и проектирование самолётов» (1932–1993). Современное название кафедра получила в 2017 году.

Кафедру возглавляли выдающиеся авиационные авиаконструкторы: Д. П. Григорович (1934–1935), Н. Н. Поликарпов (1943–1944), А. С. Яковлев (1944–1945, 1958–1959), В. М. Мясищев (1946–1949), Н. А. Фомин (1950–1957, 1960–1968), С. М. Егер (1968–1987), О. С. Самойлович (1988–1996). С 2004 года кафедру возглавляет академик РАН М. А. Погосян.

За более чем 90 лет кафедра подготовила более двенадцати тысяч инженеров, более сотни кандидатов и докторов технических наук. Ряд выпускников кафедры стали известными учёными, конструкторами, государственными деятелями. Выпускниками кафедры разных лет являются: академики АН СССР и РАН П. Д. Грушин, М. К. Янгель, Р. А. Беляков, Г. В. Новожилов, А. А. Туполев, Г. С. Бюшгенс, М. А. Погосян; член-корреспондент АН СССР С. М. Егер; доктора технических наук А. Я. Белолипецкий, Н. С. Черняков, В. В. Уткин, О. С. Самойлович, В. Г. Дмитриев и многие другие.

С момента своего создания кафедра была не только учебно-научным, но и мощным проектным и производственным подразделением, активно подключая студентов к созданию новых летательных аппаратов. Силами преподавателей, сотрудников и студентов кафедры в 30-е годы были разработаны и построены вошедшие в историю самолёты оригинальных конструкций «Э-МАИ-1-3» из магниевых сплавов, «Сталь-МАИ», «Октябрёнок». Именно на кафедре преподавателями и студентами под руководством В. М. Мясищева в 50-е годы были выполнены проектные исследования, ставшие основой для создания тяжёлых реактивных бомбардировщиков большой дальности. В 60-е годы под руководством заведующего кафедрой профессора Н. А. Фомина был спроектирован и построен ряд удачных планеров для ДОСААФ. Созданное в этот же период студенческое конструкторское бюро (СКБ) стало хорошей школой практического конструирования для многих выпускников кафедры. С участием студентов было спроектировано и построено несколько лёгких экспериментальных самолётов, в том числе знаменитый спортивный самолёт «Квант», установивший 5 мировых рекордов. За создание самолёта «Квант» коллектив СКБ был удостоен премии имени 25-летия МАИ.

В 50–60 годах на кафедре работали замечательные преподаватели: профессора Н. А. Фомин, М. Н. Шульженко, А. Л. Гиммельфарб, А. А. Лебединский, А. А. Бадягин, Е. С. Войт, доценты З. А. Мелик- Саркисян, И. М. Алявдин, А. И. Бородач, старший преподаватель И. В. Качанова и другие. Они обеспечили подготовку следующей смены педагогов кафедры, которые продолжают трудиться на кафедре до настоящего времени.

С 1968 по 1987 год кафедру возглавлял Сергей Михайлович Егер (выпускник кафедры 1936 года), который был заместителем А. Н. Туполева по общему проектированию самолётов и одним из его ближайших соратников. Сергей Михайлович начал с 1960 года передавать свой богатейший опыт молодёжи, читая курс «Проектирование пассажирских реактивных самолётов».

Возглавив кафедру, С. М. Егер основное внимание уделил совершенствованию учебного процесса, привлечению к педагогической работе сотрудников ряда опытных конструкторских бюро (ОКБ) и развитию материальной базы кафедры. В 1974 году был утверждён учебный план специальности, разработанный под его руководством Е. С. Войт, З. А. Мелик-Саркисяном и А. Н. Степановым . На кафедру пришли из промышленности Ф. И. Склянский, Г. Н. Назаров, Н. А. Кондрашов, В. Е. Ротин, В. А. Киселёв, Ф. А. Волошин и ряд других специалистов, ставших в дальнейшем замечательными преподавателями кафедры. Началось обновление учебной и методической литературы, а учебная лаборатория пополнилась новейшими образцами авиационной техники — самолётами Як-38, Як-40, МиГ-23, Миг-25.

В 70-е годы на кафедре был создан под руководством доцента Н. К. Лисейцева отдел автоматизированного проектирования самолётов отраслевой лаборатории МАП и обеспечивающий его работу терминальный класс кафедры, который оснащается современным программно-техническим обеспечением и оборудованием, необходимыми учебно-методическими пособиями. В НИО кафедры были разработаны программные комплексы предварительного проектирования самолётов различного назначения и конструирования агрегатов планера.

В 1988 году кафедру возглавил Олег Сергеевич Самойлович (выпускник кафедры 1957 года) — заместитель генерального конструктора П. О. Сухого. Олег Сергеевич сумел обеспечить терминальный класс кафедры современной вычислительной техникой, пополнить учебную лабораторию новыми самолётами Су-27, Су-25 и МиГ-29 и получить для кафедры технические задания на выполнение ряда научно-исследовательских работ.

В этот период были выполнены интересные научно-исследовательские работы по заказу департамента авиационного транспорта Минтранса РФ по сверхбольшим пассажирским самолётам, а также по заказу Международного научно-технического центра в интересах концерна AIRBUS.

Девяностые годы — не лучшие годы в истории российской авиации и авиационного образования, в частности. Значительно снизилась заработная плата преподавателей и сотрудников, что вызвало уход молодых специалистов из института и поставило кафедру в тяжёлое положение с обеспечением учебных занятий преподавателями. Существенно сократилось государственное финансирование института, поэтому стало невозможным приобретение современной вычислительной техники и учебного оборудования. Возникла угроза потери образовательного потенциала кафедры.

Поэтому, когда в 1997 году на должность заведующего кафедрой был избран профессор Виктор Владимирович Мальчевский, он был вынужден в первую очередь основное внимание уделять сохранению учебно-методических разработок и научного уровня кафедры. Для «консервации знаний» были изданы в виде методических пособий лекции И. Я. Катырева и Ю. В. Андреева — крупных специалистов авиационной промышленности, ряд методических пособий по проектированию лёгких самолётов доцента А. Н. Арепьева. Продолжил работу научно-технический семинар кафедры, была создана кафедральная научно-техническая библиотека.

Несмотря на трудности, учебная работа кафедры выполнялась полностью благодаря привлечению к проведению занятий аспирантов и преподавателей с других кафедр.

В 90-е годы на кафедре начали обучаться иностранные студенты из стран дальнего зарубежья — Ирана, Южной Кореи, Индонезии и т. д. Проходили стажировку две группы специалистов из Китая. Это позволило получить ценный опыт работы с иностранцами.

Интересны также научно-исследовательские работы, выполненные в этот период. Наряду с уже упомянутыми ранее работами по пассажирским самолётам, с 1996 года по настоящее время по заказу Министерства обороны РФ на кафедре под руководством профессора Г. И. Житомирского проводился комплекс научно-исследовательских работ по проекту лёгкого самолёта специального назначения. В этой работе принимали участие специалисты МАИ, а также ведущие сотрудники отраслевых авиационных институтов, академий и НИИ Минобороны, самолётостроительных ОКБ и других организаций. В результате исследований в 2005 году прошла защита аванпроекта разрабатываемого самолёта.

В 2004 году заведующим кафедрой был избран генеральный директор ОАО «ОКБ Сухого», д. т. н., академик Российской академии наук Михаил Асланович Погосян (выпускник кафедры 1979 года).

С приходом нового заведующего появились как новые направления в подготовке молодых специалистов на кафедре, так и были возрождены известные, проверенные временем способы интенсификации обучения. Отбор будущих студентов для кафедры начинается в подшефных школах, Политехническом техникуме им. Годовикова, физико-математической школе и на подготовительных курсах МАИ, на проводимых «ОКБ Сухого» и кафедрой конкурсах и олимпиадах. Победители олимпиады получают возможность целевого обучения в университете.

Возрожден институт кураторства, цель которого — помочь вчерашним школьникам адаптироваться к жизни в институте и преодолеть организационные трудности, встречающиеся в начале обучения, и постоянно контролировать текущую успеваемость на последующих курсах. Налаживанию контактов между студентами и кураторами помогают, ставшие теперь традиционными, совместные поездки в музей Военно-воздушных сил в Монино, где студенты знакомятся с различными типами самолётов, историей их создания, изучают конструкцию самолётов. Занятия проводят преподаватели кафедры и специалисты «ОКБ Сухого». Стали традиционными встречи студентов с руководством и специалистами фирмы «ОКБ Сухой», на которых обсуждаются не только учебные и технические проблемы, но и затрагиваются вопросы трудоустройства и дальнейшей работы выпускников на предприятии. В рамках кураторства над студенческими группами на кафедре вернулись к графикам самостоятельной работы студентов и проведению смотров успеваемости студентов в течение семестра для обсуждения результатов этих смотров в группах. Это позволяет контролировать процесс обучения и частично предупреждает возможные провалы в течение сессии.

Сегодня кафедра — признанный не только в нашей стране, но и в мире учебный и научный центр по проблемам проектирования и конструирования самолётов. Ежегодно кафедра принимает на обучение более 100 студентов и аспирантов, проводит стажировки и повышение квалификации специалистов, ведёт подготовку иностранных студентов и стажёров.

Самым ценным ресурсом кафедры является её профессорско-преподавательский состав, который даже в самых трудных переходных условиях сумел сохранить научный и учебный потенциал и готов в дальнейшем продолжать и совершенствовать свою работу. К участию в учебном процессе традиционно привлекаются ведущие специалисты из промышленности, в том числе генеральные и главные конструкторы самолётов.

Успехи в научной и методической работе подтверждаются успешной подготовкой научно-педагогических кадров высшей квалификации. Только за последние 20 лет кафедра подготовила более 35 кандидатов и 15 докторов технических наук.