История кафедры
Кафедра 702 «Системы приводов авиационно-космической техники» создана в 1937 году на факультете «Вооружение самолётов» и называлась «Стрелково-пушечное вооружение». До 1960 года кафедра готовила специалистов в области самолётных установок пулемётно-пушечного вооружения, а с 1960 года начала подготовку в области автоматизированных приводов установок бортового оснащения самолётов и рулевых приводов всех типов летательных аппаратов и получила название «Автоматизированные приводы и исполнительные устройства летательных аппаратов». Современное название – «Системы приводов авиационно-космической техники» – кафедра получила в связи с расширением профиля подготовки в 1994 году.
Заведующие кафедрой
ФИО |
Период |
Примечание |
---|---|---|
Гуревич |
1937 – 1940 |
На кафедре читал поставленный им учебный курс «Стрелково-пушечное вооружение самолётов» (СПВ). Автор книги «Стрелковое вооружение самолётов» (1936 г.). После работы в МАИ работал начальником кафедры в Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, заместителем начальника ГНИИ ВВС (ныне ГЛИЦ имени В. П. Чкалова). С 03.02.1943 генарал-майор инженерно-авиационной службы, с 19.08.1944 генерал-лейтенант. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Суворова II степени, Красной Звезды и медалями. |
Казаков |
1940 – 1943 |
В 1940 – 1943 гг. был прикомандирован к МАИ, где был деканом факультета «Вооружение самолётов» и заведующим кафедрой СПВ. Во время эвакуации в 1942 – 1943 гг. в Алма-Ате руководил группой, в которой был разработан второй образец пистолета-пулемёта, предложенного М. Т. Калашниковым. В 1948 – 1955 – начальник лаборатории в НИИ – 3 ГАУ, с 1955 по 1957 гг. военный советник, заместитель начальника Военно-технической академии в ЧССР. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды и медалями. |
Ротенберг |
1943 – 1949 |
Возглавил кафедру сразу после её возвращения из города Алма-Ата, где она была в эвакуации во время Великой Отечественной войны. Организатор послевоенной лаборатории «Стрелково-пушечное вооружение». |
Матаев |
1949 – 1950 |
В Советской Армии с 1919 г., участник Гражданской войны. В 1944 году стал генерал-майором инженерно-авиационной службы. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени и медалями. В 1948 – 1959 гг. декан факультета «Вооружение самолётов». Оказал помощь при подготовке курсов в середине 50-х годов, позволивших кафедре перейти к подготовке инженеров-электромехаников по вооружению самолётов. |
Торопов |
1950 – 1952 |
Главный конструктор опытных конструкторских бюро последовательно заводов № 32 (ОКБ–3–32), № 43 (ОКБ–43) и № 134 (в настоящее время АО «ГосМКБ «Вымпел»). После ухода из КБ в 1961 году работал в должностях доцента и профессора на кафедрах 101, 602 и 703 МАИ. Награждён двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красный Звезды. Лауреат Сталинской премии за разработку системы огневой защиты самолёта Ту– 4. На 50-летие в 1999 году предприятию «ГосМКБ Вымпел» присвоено имя перового главного конструктора — И. И. Торопова. |
Рабинович |
1952 – 1955 |
Создал инженерные методы исследования релейных систем в том числе с цифровым управлением, основанные на использовании методов фазовой плоскости и фазового пространства. Подготовил 25 к.т.н. и 5 д.т.н. Поставил целый ряд профилирующих курсов. Редактор, ав-тор и соавтор ряда монографий и учебных пособий В 1996 г. присвоено Почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РФ». В 1948 году присуждена степень к.т.н., с 1963 г. – д.т.н., в 1951 году присвоено учёное звание доцента и в 1964 профессора. |
Костин |
1955 – 1978 |
С 1949 г. по 1955 г. работал в Главном управлении МинВУЗа СССР. Награждён орденом «Знак Почёта». С 08.01.1978 и до самой смерти – декан факультета № 7. Основатель лаборатории «Пневмопривод и элементы пневмоавтоматики ЛА». Поставил и читал учебные курсы «Основы пироавтоматики», «Пневматический привод». Руководил разработкой учебного плана специальности № 0544, появившейся в 1968 году после создания факультета № 7 «Установки ЛА». Заслуженный деятель науки и техники РСФСР. В 1953 присуждена учёная степень к.т.н. |
Петров |
1978 – 1981 |
В 1968 – 1978 был деканом воссозданного факультета № 7 «Установки летательных аппаратов». Председатель Диссертационного совета. Описал энергетические характеристики приводов для целого ряда методов импульсного и релейного управления ДПТ с учётом и без электромагнитных муфт. Развил теорию предельных динамических возможностей приводов. Подготовил 5 к.т.н. Поставил учебный курс «Электрические приво-ды». Редактор учебника «Электропривод систем управления летательных аппаратов» (1973). |
Стеблецов |
1981 – 2008 |
Разработал теорию и методы исследования систем с разрывными координатными связями. Подготовил 3 к.т.н. и 2 д.т.н. Поставил и читал учебные курсы для вечернего отделения. Автор и соавтор более 10 монографий, учебных и методических пособий. Работал в должностях ст. лаборанта, инженера и м. н. с. Награждён орденом «Знак Почёта», медалью «За трудовое отличие». Присвоено звание «Почётный работник Высшей школы». Присуждены учёные степени к.т.н. (1973) и д.т.н. (1988). Присвоены учёные звания доцента (1979) и профессора (1989). |
Огольцов |
2008 – 2016 |
Основные научные результаты получены в области проектирования и исследования работы сложных технических комплексов авиационного оснащения. Поставил курсы «Методы проектирования приводных систем управляемых объектов» и «Методы комплексирования приводных сис-тем». Соавтор ряда учебных пособий. Работал старшим научным сотрудником научно-исследовательской лаборатории кафедры. В 1991 году присуждена учёная степень к.т.н. |
Степанов |
2016 – 2019 |
Основные научные труды в области проектирования рулевых приводов на основе волновой передачи с промежуточными телами качения. Поставил учебные курсы «Технологии испытания приводных систем», «Спецтехнология». Автор и соавтор научных статей, патентов РФ на изобретения. В 2009 году присуждена учёная степень к.т.н. С 2019 г. в АО «ГосНИИП» зам. начальника отдела рулевых приводов и системного программного математического обеспечения. |
Кривилев |
2019 – н. вр. |
Развил теорию импульсного управления системой электропривода «усилитель мощности – двигатель» с цифровой реализацией алгоритмов управления. Подготовил 2 к.т.н. Поставил курсы «Информатика» и «Аналоговые, дискретные и микропроцессорные устройства систем приводов». Автор учебного пособия, монографии и патентов на изобретения РФ. С 2002 года к.т.н., в 2014 году присуждена учёная степень д.т.н. Профессор РАН с 2016 года, директор дирекции института № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы» |
На кафедре создано четыре научные школы: «Динамика нелинейных следящих приводов», «Управление исполнительными элементами электроприводов, энергетика и предельные динамические возможности», «Теория и технологоия системного проектирования высокоточных быстродействующих следящих приводов и их объединений в комплексах» и «Теория и технология проектирования гидроприводов и их резервирование». За последние десять лет на кафедре выполнялись научно-исследовательские работы в интересах АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ПАО АНПП «ТЕМП–АВИА», АО «МКБ «Искра», МОКБ «Марс», АО «НПО «Базальт», АО «Концерн «Калашников», ФАУ «ЦАГИ», ФАУ «ГосНИИАС».