МАИ стал участником круглого стола по вопросам развития передовых инженерных школ | новости МАИ
3 ноября в рамках итогового форума Общественной палаты Российской Федерации «Сообщество» состоялся круглый стол «Передовые инженерные школы: драйверы развития инженерного образования». Мероприятие было организовано Комиссией по развитию высшего образования и науки ОП РФ, возглавляемой ректором Московского авиационного института Михаилом Погосяном. Участие в нём приняли директор ФГАНУ «Социоцентр» Андрей Келлер, представители Комиссии по развитию высшего образования и науки ОП РФ, НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего», передовых инженерных школ, в том числе директор ПИШ МАИ Дмитрий Кайсин.
Участники обсудили роль индустриальных партнёров в реализации программ развития передовых инженерных школ, а также пути распространения лучших практик ПИШ в системе образования Российской Федерации. Дмитрий Кайсин поделился с коллегами опытом подготовки комплексных инженеров ПИШ МАИ.
— Передовая инженерная школа МАИ работает по трём ключевым направлениям: это новые материалы и конструкции, электрические и гибридные силовые установки, интеллектуальные и беспилотные системы. Это разные типы инженерной деятельности, но мы объединили их на одной площадке за счёт кооперации команд, — рассказал Дмитрий Кайсин. — Мы сформулировали подходы к подготовке комплексного инженера, который, с одной стороны, имеет специализацию в той или иной сфере, с другой — междисциплинарное образование и способность видеть весь жизненный цикл изделия от идеи до введения в эксплуатацию. В том числе — пути повышения эффективности эксплуатации.
Как подчеркнул Дмитрий Кайсин, в основу деятельности ПИШ МАИ заложена идея о создании не просто новых технологий или изделий, а конечных услуг для потребителя. Также он акцентировал внимание на важности кооперации с вузами для предприятий.
— Инженер будущего — это человек, который умеет не только решать задачи, но и ставить их, — отметил руководитель ПИШ МАИ. — Часто ключевые недоработки связаны с тем, как было сформулировано техническое задание, кто определил те или иные требования к итоговому продукту, понимает ли он, как изделие будет эксплуатироваться. Те вопросы, которые традиционно решались только внутри индустрии, сейчас обсуждаются в тесной кооперации вузовского, научного и отраслевого сообщества. Способность к постановке правильных и чётких ТЗ на новые разработки является, на наш взгляд, одной из ключевых компетенций современного инженера.
Программы ПИШ МАИ нацелены на подготовку инженеров, сочетающих в себе три важнейших способности: проектировать продукт, вести предпринимательскую и организаторскую деятельность. Кроме того, в ПИШ МАИ сегодня формируется особая среда, интегрирующая инженерную и креативную составляющие, а также принципы практикоориентированности и проектного подхода, что способствует максимально эффективному решению фронтирных задач, стоящих перед Передовой инженерной школой.