Лаборатория «Гибридные и электрические силовые установки»

Внедрение электрических и гибридных двигателей нового поколения позволит радикально повысить экономическую эффективность аэрокосмических систем, в том числе на рынках аэромобильности, а также существенно повлияет на их экологические характеристики.

В лаборатории разрабатывают и реализуют на практике технологии создания перспективных силовых установок с высокой энергоэффективностью, с низким уровнем выбросов и шума за счёт гибридных систем преобразования тепловой и электрической энергии.

В рамках работ ПИШ МАИ в области силовых установок разработана линейка электродвигателей, имеющих взаимозаменяемые элементы, для БЛА малого и среднего класса грузоподъёмностью 2-100 кг.

ВД5210

0,9 кВт

ВД8025

3,5 кВт

ВД8034

4,7 кВт

ВД10026

6 кВт

Реализуются проекты по разработке гибридных силовых установок мощностью до 750 кВт, в т. ч. с возможностью применения водорода, для малой и региональной авиации и автономной энергетики.

Д-ГСУ

75 кВт

Турбостартер ТС-21

75 кВт

ГСУ для ЛМС «Байкал»

730 кВт

Для применения в грузовых беспилотных аппаратах, аэротакси и малой авиации разработаны источники энергии и электрический двигатель мощностью до 200 кВт.

Электродвигатель
Аккумуляторная батарея
Частотный преобразователь
Система охлаждения

В области гибридных и электрических силовых установок на базе ПИШ МАИ реализуются программы специализированного высшего образования:

  • «Электрические силовые установки»
  • «Конструкция и проектирование гибридных силовых установок»

Исследовательские и инженерные проекты студентов в области:

  • гибридных силовых установок на базе газотурбинного двигателя, двигателей внутреннего сгорания и альтернативных видов топлива;
  • силовых установок сложных циклов;
  • высоконагруженных электрических машин и силовых электронных преобразователей;
  • водородных и сверхпроводниковых технологий;
  • электрических силовых установок летательных аппаратов;
  • технологий систем криогенного обеспечения для электрических машин на принципах высокотемпературной сверхпроводимости и для гибридных силовых установок;
  • технологий тяговых аккумуляторных батарей.

Выпускники ПИШ МАИ будут обладать знаниями в следующих областях: энергетика (способы накопления и хранения энергии); материаловедение (свойства композиционных и других современных материалов, их влияние на свойства конечного изделия); цифровые технологии (цифровые двойники, автоматизация производства электродвигателей, создание цифровых сервисов для эксплуатантов); экологические аспекты применения электрических и гибридных двигателей.

На базе лаборатории создаётся уникальное образовательное пространство, где студенты в процессе обучения имеют возможность пройти все этапы разработки новых систем, включая процессы изготовления и испытаний с использованием демонстратора электрической силовой установки летательных аппаратов, его цифрового двойника, а также стенда для криогенных испытаний элементов силовой электроники и сверхпроводниковых устройств. В ходе практической подготовки студенты выполняют экспериментальные исследования на высокотехнологичных автоматизированных исследовательских установках различных систем и устройств, таких как осциллограф ROHDE & SCHWARZ, осциллограф-регистратор Yokogawa dl850, испытательные стенды для винтомоторных групп.

Команда

Начальник лаборатории

Николай Сергеевич Иванов

Начальник лаборатории

Научный руководитель лаборатории

Юрий Александрович Равикович

Научный руководитель лаборатории

Заместитель начальника лаборатории

Дмитрий Петрович Холобцев

Заместитель начальника лаборатории

Заместитель директора Дирекции института № 14, куратор лаборатории

Владимир Анатольевич Козлов

Заместитель директора Дирекции института № 14, куратор лаборатории

Партнёры