Передовая инженерная школа МАИ: глобальные вызовы | новости МАИ
В 2022 году в России стартовал федеральный проект «Передовые инженерные школы» (ПИШ), который направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. Он является одной из 42 инициатив Правительства РФ, нацеленных на повышение качества жизни граждан, и выполняется в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации».
Всего участие в конкурсном отборе приняли 89 вузов из 45 регионов страны. В итоге в проект вошли 30 университетов, среди которых Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), представившие наиболее проработанные, амбициозные и инновационные программы по опережающей инженерной подготовке с участием партнёров — высокотехнологичных компаний.
На первом этапе в число партнёров ПИШ МАИ вошли: ОАК, ОДК, «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва, НПО Энергомаш имени академика В. П. Глушко, Институт системного программирования РАН и компания «А-Техникс».
— Передовая инженерная школа МАИ — это уникальное междисциплинарное пространство, интегрирующее компетенции, способные обеспечить технологический суверенитет и конкурентоспособность аэрокосмической отрасли России, — отмечает лидер ПИШ МАИ Дмитрий Кайсин.
Фронтирная задача
Фронтирная инженерная задача, для решения которой создаётся ПИШ МАИ, состоит в разработке нового поколения летательных аппаратов и комплексных услуг на их базе с использованием передовых технологий и материалов.
Данная задача была сформулирована под влиянием ряда глобальных вызовов. Это значительный рост сложности и интеллектуальности различных систем летательных аппаратов, а также необходимость улучшения технических, экономических и экологических характеристик воздушных судов. В связи с этим необходима разработка нового поколения электрических и гибридных силовых установок, увеличение скорости создания и вывода на рынок авиационных изделий, оптимизация эксплуатационных расходов, внедрение новых эффективных моделей применения в области беспилотных систем. Кроме того, актуальным трендом является трансфер аэрокосмических технологий в другие индустрии, такие как сельское хозяйство, автопром и другие.
Таким образом, вклад ПИШ МАИ в решение фронтирной задачи состоит в формировании и реализации комплексных проектов по разработке и внедрению новых технологий проектирования и производства, методик испытаний и программного обеспечения.
— Комплексность проектов является важнейшей характеристикой. Работа будет проводиться не по одному узкому направлению технологий, а включит в себя весь цикл инженерных работ: от проектирования до подтверждения технических и экономических характеристик. Поэтому ключевыми моментами являются, с одной стороны, реализация проектов на 4-6 уровне готовности технологий, с другой стороны, — глубокая интеграция полученных решений в производственные площадки компаний-партнёров, — говорит Дмитрий Кайсин.
В число актуальных проектов ПИШ МАИ входят, например, создание перспективных прозрачных кабин на базе технологий синтетического зрения и оптимизация человеко-машинных интерфейсов; создание накопителей энергии и электрических двигателей сложных циклов на базе водородных и сверхпроводниковых технологий; обработка данных и цифровые сервисы в области беспилотной авиации и другие.
Инженеры будущего
Одна из основных целей ПИШ МАИ — подготовка квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей отечественной экономики. Это — талантливая молодёжь, которая стремится выйти за рамки классического инженерного образования и начать самостоятельно формулировать новые комплексные междисциплинарные задачи.
Процесс подготовки специалистов будет сосредоточен на пяти направлениях: перспективные системы авионики летательных аппаратов, гибридные и электрические силовые установки, моделирование композиционных конструкций нового поколения, аддитивные технологии, а также беспилотные и цифровые технологии для агропромышленного комплекса.
Особое внимание будет уделено формированию у учащихся инженерного мышления в части понимания жизненного цикла изделий, методов организации междисциплинарной коммуникации, управления проектами и программами и применения методов повышения эффективности своей деятельности. Такой результат будет достигнут за счёт формирования богатой проектной среды, которую будут представлять не только комплексные индустриальные проекты, но и инициативные студенческие проекты.
— ПИШ станет новым институтом в структуре МАИ. Будут запущены программы высшего образования и повышения квалификации по передовым инженерным тематикам, сформированные совместно с нашими индустриальными партнёрами, а также стажировки на базе высокотехнологичных компаний, — отмечает Дмитрий Кайсин.
В процесс отбора на образовательные программы будут вовлечены индустриальные партнёры, что позволит более чётко соответствовать кадровому запросу со стороны предприятий и ещё на начальном этапе обучения решать вопрос трудоустройства будущих выпускников.
Новый уровень взаимодействия
С рядом индустриальных партнёров передовой инженерной школы МАИ уже реализуются комплексные программы сотрудничества. Также в планах — диверсифицировать сферу деятельности вуза за счёт новых рынков, например сельского хозяйства — работы в этом направлении будут проводиться в сотрудничестве с Группой компаний «Русагро».
В рамках ПИШ представители компаний-партнёров будут участвовать в управлении деятельностью школы в составе наблюдательного совета, ориентированного на решение стратегических вопросов, и экспертного совета, формирующего научную повестку и тематики проектов. Также предполагается софинансирование путём передачи стендов и агрегатов, открытия доступа к перспективному оборудованию, проведения совместных исследований.
Среди других форматов сотрудничества с МАИ — совместная постановка комплексных инженерных задач для научных и образовательных проектов ПИШ, привлечение лидеров индустрии к руководству и экспертизе проектов и практикам, наставничеству, предоставление высокотехнологичных площадок для практик и стажировок и активное участие в формировании карьеры выпускников.
— ПИШ позволит обогатить научное и образовательное пространство МАИ, а также станет экспериментальной площадкой для отработки новых образовательных и проектных технологий, стажировок, вовлечения индустриальных партнёров, что впоследствии планируется распространить на программы других институтов МАИ, — говорит Дмитрий Кайсин.
Концепция передовой инженерной школы МАИ направлена на создание новой инженерно-образовательной среды, построенной вокруг реализации комплексных индустриальных проектов, что позволит сформировать новую генерацию инженеров мирового уровня, которые обеспечат технологическое лидерство России в долгосрочной перспективе.